Количество просмотров: 4608
Статистическое наблюдение – это начальная стадия экономико-статистического исследования. Она представляет собой научно организованную работу по сбору массовых первичных данных.
Использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, может служить основой для принятия управленческих решений.
Удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в объективной и полной информации – главная задача Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Росстат осуществляет возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через свои структурные подразделения.
Государственное статистическое наблюдение осуществляется путем сбора от отчитывающихся субъектов первичных статистических данных по формам государственной статистической отчетности.
Органы государственной власти, местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны представлять документированную информацию в Росстат.
Основными требованиями при представлении статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, являются полнота, достоверность, своевременность.
Государственное статистическое наблюдение в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».
Этим приказом утверждена и введена в действие годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты).
Заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Отчет по форме № 2-ТП (отходы) составляется на основании данных учета в области обращения с отходами, проводимого в порядке, установленном приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, паспортов отходов I - IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.
При заполнении формы № 2-ТП (отходы) все сведения об отходах отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, формируемому и утвержденному Росприроднадзором в соответствии с приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 в последовательности, начиная с I класса опасности по V класс опасности включительно.
В соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» – Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721.
Материалы учета используются при:
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.
Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:
Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО)
Система учета обращения с отходами на предприятии является частью системы производственного экологического контроля. Организация системы учета включает разработку и утверждение документации по обращению с отходами и разработку процедур текущего учета и отчетности.
Документирование системы состоит их следующих этапов:
Необходимость разработки и ведения того или иного вида документации зависит от характера деятельности предприятия.
Организационные документы производственного экологического контроля при обращении с отходами в общем случае включают в себя:
Для упорядочения учета образования и размещения отходов рекомендуется на предприятиях природопользователям вести следующие формы первичной отчетной и учетной документации (ПОД):
ПОД служит для систематизации учетных операций, получения достоверной информации для составления статотчетности по форме №2-ТП (отходы), установления платы за загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления и создание системы управления отходами на предприятии.
Журналы нумеруются, и регистрируется в экологической службе предприятия.
В журнале отражают следующую информацию:
При подготовке, оформлении и подписании договоров на передачу отходов с целью размещения, обезвреживания и использования необходимо учитывать, что отходы производства и потребления являются объектами права собственности согласно Закону РФ «Об отходах производства и потребления».
Право собственности принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, а также продукции, в результате использования которых эти отходы образовались. Собственник несет ответственность за соблюдение действующих правовых норм. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Собственник отходов I-IV классов опасности вправе отчуждать их в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
На договорной основе должна производиться передача отходов на обезвреживание или использование отходов. В этом случае в договоре рекомендуется оговорить:
Если предприятие не может обеспечить самостоятельный вывоз отходов к местам размещения, обезвреживания, использования, то между предприятием и организацией, занимающейся вывозом отходов, оформляется договор.
При наличии на предприятии арендаторов при оформлении договоров об аренде следует включить пункт об ответственности арендаторов за безопасное обращение с отходами (сбор, накопление, транспортирование, учет и пр.).
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 г. № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах:
В состав отчетности входит баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период.
Баланс включает данные о массах (в тоннах) образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных, полученных, размещенных на собственных объектах хранения/захоронения отходов, накопленных отходов, сгруппированных по каждому виду.
Современный этап развития общества определяет острую необходимость формирования экологического типа мышления, экологизации всех сфер человеческой деятельности. Как показывает российский и зарубежный опыт, реализация комплекса мер, направленных на усовершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, невозможна без участия как руководителей производства, ученых и специалистов, так и жителей.
В «Повестке дня на XXI век» – программном плане действий, принятом Организацией Объединенных Наций с целью устойчивого развития в XXI веке – отмечено, что:
одним из обязательных условий для достижения устойчивого развития является обеспечение участия широких слоев населения в процессе принятия решений. Это означает, что отдельные лица, группы и организации должны участвовать в процессе оценки воздействия на окружающую среду и быть информированы о экологически значимых решениях, а также участвовать в их принятии. Население должно иметь доступ к информации, относящейся к окружающей среде и развитию, включая информацию о продукции и видах деятельности, которые фактически оказывают или могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду, а также информацию о мерах по охране окружающей среды.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 71) говорится о том, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов; а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации туризма.
Развитие системы экологического образования на территориях субъектов РФ относится к полномочиям органов государственной власти в области охраны окружающей среды.
С целью внедрения передового опыта и новых технологий в области обращения с отходами и развития переработки вторичного сырья необходимо регулярно организовывать и проводить конференции, «круглые столы», выставки соответствующей тематики.
Для обучения населения грамотному обращению с отходами целесообразно создание научно-популярных фильмов, издание и распространение листовок, буклетов и других информационных материалов, рассказывающих об экологических и экономических аспектах обращения с отходами, формирующих у населения интерес к проблемам охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов. Осознание жителями своей возможности влиять на состояние окружающей среды, участвовать в реальном ресурсосбережении позволяет сделать раздельный сбор бытовых отходов наиболее полным и эффективным.
Одной из причин, затрудняющих осуществление экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами, является то, что руководители различных уровней зачастую не осознают важности грамотного решения проблемы обращения с отходами, образующимися в процессе производства, либо идут на поводу сиюминутных экономических интересов и избавляются от отходов наиболее дешевым способом, нарушая требования по обращению с отходами.
Для улучшения ситуации помимо жесткого контроля необходимо вести целенаправленную просветительскую деятельность по формированию у них грамотного и ответственного подхода к обращению с отходами.
Одним из решающих факторов снижения негативного воздействия на окружающую среду является профессионализм руководителей и работников предприятий, деятельность которых связана с обращением с отходами. Более 80 % аварий и происшествий, приводящих к негативному воздействию на окружающую среду, происходит из-за слабой подготовки специалистов различного уровня. Поэтому высокая квалификация руководителей и специалистов является обязательным условием для снижения экологических рисков, связанных с обращением с отходами. Не меньшая ответственность лежит и на лицах, занимающих выборные должности, ответственных административных работниках и аппарате органов местного самоуправления.
Согласно Закону «Об охране окружающей среды», руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие экологически значимых решений, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Персонал и руководящие работники предприятий, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также предприятий, обеспечивающих сбор отходов и эксплуатацию полигонов, должны получить соответствующую подготовку, необходимую для решения задач экологической безопасности, технической эффективности и экономической целесообразности.
Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Вернуться на предыдущую страницу (Лекция 4.Информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами)