Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • Санкт-Петербург,ул. Достоевского,д.40-44
  • +7(812) 900-21- 58
  • info@spb-institute.ru

Лекция 4-1.Информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами

Количество просмотров: 4608

4.2. Федеральное государственное статистическое наблюдение в области обращения с отходами

Статистическое наблюдение – это начальная стадия экономико-статистического исследования. Она представляет собой научно организованную работу по сбору массовых первичных данных.

Использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, может служить основой для принятия управленческих решений.

Удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в объективной и полной информации – главная задача Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Росстат осуществляет возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через свои структурные подразделения.

Государственное статистическое наблюдение осуществляется путем сбора от отчитывающихся субъектов первичных статистических данных по формам государственной статистической отчетности.

Органы государственной власти, местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны представлять документированную информацию в Росстат.

Основными требованиями при представлении статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, являются полнота, достоверность, своевременность.

  

Государственное статистическое наблюдение в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

Этим приказом утверждена и введена в действие годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты).

Заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Отчет по форме № 2-ТП (отходы) составляется на основании данных учета в области обращения с отходами, проводимого в порядке, установленном приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, паспортов отходов I - IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.

При заполнении формы № 2-ТП (отходы) все сведения об отходах отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, формируемому и утвержденному Росприроднадзором в соответствии с приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 в последовательности, начиная с I класса опасности по V класс опасности включительно.


4.3. Учет в области обращения с отходами

В соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» – Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721.

Материалы учета используются при:

  • проведении инвентаризации отходов;
  • подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);
  • ведении федеральных статистических наблюдений;
  • расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:

  • технической и технологической документации;
  • бухгалтерской документации;
  • актов приема-передачи;
  • договоров.

Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО)

Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Система учета обращения с отходами на предприятии является частью системы производственного экологического контроля. Организация системы учета включает разработку и утверждение документации по обращению с отходами и разработку процедур текущего учета и отчетности.


Документирование системы состоит их следующих этапов:

  • разработка и утверждение распорядительных документов по вопросам распределения функций и ответственности за деятельность в области обращения с отходами (включая учет и контроль);
  • разработка и утверждение документации предприятия по учету в области обращения с отходами (включая разработку нормативов об­разования и лимитов размещения отходов);
  • оформление паспортов на отходы I-IV класса опасности;
  • регистрация объектов размещения отходов в государственном реестре;
  • получение разрешительных документов на транспортировку и размещение отходов;
  • подготовка, оформление и подписание договоров на прием-пе­редачу отходов с целью их размещения или использования;
  • получение лицензии на осуществление деятельности по обез­вреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности;

Необходимость разработки и ведения того или иного вида документации зависит от характера деятельности предприятия.

Организационные документы производственного экологического контроля при обращении с отходами в общем случае включают в себя:

  • порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами на предприятии;
  • приказ о назначении ответственного за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности;
  • приказы о назначении лиц, допущенных к работе с отходами и о направлении их на обучение или переподготовку;
  • договора на размещение отходов, на прием отходов от других организаций;
  • документы, подтверждающие выполнение договоров (акты вы­полненных работ, платежные документы, товарно-транспортные накладные и т. д.);
  • свидетельство о регистрации объектов размещения отходов в государственном реестре;
  • планы мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.
  • документы, подтверждающие обучение (переподготовку) лиц, допущенных к работе с отходами;
  • порядок (инструкции) по обращению с отходами производства и потребления на территории предприятия;
  • должностные инструкции;
  • правила сбора и накопления, условия размещения отходов;
  • инструкция по технике безопасности, противопожарной про­филактике и производственной санитарии для персонала, занятого сбором, тарой-упаковкой, накоплением, подготовкой отходов к пере­мещению и размещением отходов;
  • порядок отчетности подразделений предприятия по обращению с отходами перед экологической службой предприятия (формы и сроки).


Формы первичной отчетной и учетной документации
 
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие деятельность, в результате которой образуются, используются, обезвреживаются, передаются другим лицам или получают от других лиц, а также размещают отходы, обязаны вести в установленном порядке первичный учет.

Для упорядочения учета образования и размещения отходов рекомендуется на предприятиях природопользователям вести следующие формы первичной отчетной и учетной документации (ПОД):

  1. Журнал учета отходов, образующихся в подразделениях предприятий (ОТХ-1).
  2. Журнал учета эксплуатации объектов, предназначенных для сбора, хранения, складирования или захоронения отходов предприятия (ОТХ-2).

ПОД служит для систематизации учетных операций, получения достоверной информации для составления статотчетности по форме №2-ТП (отходы), установления платы за загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления и создание системы управления отходами на предприятии.  

Журналы нумеруются, и регистрируется в экологической службе предприятия.

В журнале отражают следующую информацию:

  • наименование отхода, поступившего на обезвреживание и/или использование;
  • реквизиты поставщика и сопроводительного документа;
  • дата приема отхода;
  • количество отхода, поступившего на обезвреживание и/или ис­пользование;
  • наименование вторичного отхода, образовавшегося в процессе обезвреживания и/или использования;
  • количество вторичного отхода после обезвреживания и/или ис­пользования;
  • инвентарный номер объекта размещения вторичных отходов (если отход разместили на собственной территории);
  • реквизиты потребителя вторичного отхода;
  • количество (в тоннах) вторичного отхода в партии, отправлен­ного потребителю отходов;
  • номер договора, номер накладной.

 

При подготовке, оформлении и подписании договоров на передачу отходов с целью размещения, обезвреживания и использования необходимо учитывать, что отходы производства и потребления являются объектами права собственности согласно Закону РФ «Об отходах производства и потребления».

Право собственности принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, а также продукции, в результате использования которых эти отходы образовались. Собственник несет ответственность за соблюдение действующих правовых норм. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Собственник отходов I-IV классов опасности вправе отчуждать их в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

На договорной основе должна производиться передача отходов на обезвреживание или использование отходов. В этом случае в договоре рекомендуется оговорить:

  • сроки передачи отходов на обезвреживание или использование;
  • требования к подготовке отходов для сдачи на обезвреживание или использование;
  • сохранение или передачу прав собственности поставщика отходов.

Если предприятие не может обеспечить самостоятельный вывоз отходов к местам размещения, обезвреживания, использования, то между предприятием и организацией, занимающейся вывозом отходов, оформляется договор.

При наличии на предприятии арендаторов при оформлении договоров об аренде следует включить пункт об ответственности арендаторов за безопасное обращение с отходами (сбор, накопление, транспортирование, учет и пр.).


Организация работы по проведению системы первичного учета на предприятии
  1. Работы по ведению первых журналов начинаются с момента издания приказа по предприятию о ведении первичного учета отходов.
  2. Лицо, ответственное за ведение первичного учета назначается распоряжением руководителя подразделения.
  3. На основании данных журналов подразделения составляют отчеты в экологическую службу предприятия.
  4. Периодичность и сроки представления отчетности устанавливаются руководителем предприятия и отражаются в инструкции по учету отходов.
  5. Ответственность за достоверность отчетных данных несет руководитель подразделения.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хо­зяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, обез­вреживании, размещении отходов в уведомительном порядке.  

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 г. № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической от­четности)», отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах:

  • один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства; 
  • второй, вместе с электронной версией на магнитном носителе, представляется в соответствую­щий территориальный орган Росприроднадзора.

В состав отчетности входит баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период.

Баланс включает данные о массах (в тоннах) образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных, полученных, размещенных на собственных объектах хранения/захоронения отходов, накопленных отходов, сгруппированных по каждому виду.

Тема 4.4. Информационное обеспечение населения о состоянии обращения с опасными отходами.

Современный этап развития общества определяет острую необходимость формирования экологического типа мышления, экологизации всех сфер человеческой деятельности. Как показывает российский и зарубежный опыт, реализация комплекса мер, направленных на усовершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, невозможна без участия как руководителей производства, ученых и специалистов, так и жителей.

В «Повестке дня на XXI век» – программном плане действий, принятом Организацией Объединенных Наций с целью устойчивого развития в XXI веке – отмечено, что:

одним из обязательных условий для достижения устойчивого развития является обеспечение участия широких слоев населения в процессе принятия решений. Это означает, что отдельные лица, группы и организации должны участвовать в процессе оценки воздействия на окружающую среду и быть информированы о экологически значимых решениях, а также участвовать в их принятии. Население должно иметь доступ к информации, относящейся к окружающей среде и развитию, включая информацию о продукции и видах деятельности, которые фактически оказывают или могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду, а также информацию о мерах по охране окружающей среды.

 

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 71) говорится о том, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов; а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации туризма.

Развитие системы экологического образования на территориях субъектов РФ относится к полномочиям органов государственной власти в области охраны окружающей среды.

С целью внедрения передового опыта и новых технологий в области обращения с отходами и развития переработки вторичного сырья необходимо регулярно организовывать и проводить конференции, «круглые столы», выставки соответствующей тематики.

   

Для обучения населения грамотному обращению с отходами целесообразно создание научно-популярных фильмов, издание и распространение листовок, буклетов и других информационных материалов, рассказывающих об экологических и экономических аспектах обращения с отходами, формирующих у населения интерес к проблемам охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов. Осознание жителями своей возможности влиять на состояние окружающей среды, участвовать в реальном ресурсосбережении позволяет сделать раздельный сбор бытовых отходов наиболее полным и эффективным.

Одной из причин, затрудняющих осуществление экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами, является то, что руководители различных уровней зачастую не осознают важности грамотного решения проблемы обращения с отходами, образующимися в процессе производства, либо идут на поводу сиюминутных экономических интересов и избавляются от отходов наиболее дешевым способом, нарушая требования по обращению с отходами.

Для улучшения ситуации помимо жесткого контроля необходимо вести целенаправленную просветительскую деятельность по формированию у них грамотного и ответственного подхода к обращению с отходами.

Одним из решающих факторов снижения негативного воздействия на окружающую среду является профессионализм руководителей и работников предприятий, деятельность которых связана с обращением с отходами. Более 80 % аварий и происшествий, приводящих к негативному воздействию на окружающую среду, происходит из-за слабой подготовки специалистов различного уровня. Поэтому высокая квалификация руководителей и специалистов является обязательным условием для снижения экологических рисков, связанных с обращением с отходами. Не меньшая ответственность лежит и на лицах, зани­мающих выборные должности, ответственных административных работниках и аппарате органов местного самоуправления.

Согласно Закону «Об охране окружающей среды», руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие экологически значимых решений, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Персонал и руководящие работники предприятий, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также предприятий, обеспечивающих сбор отходов и эксплуатацию полигонов, должны получить соответствующую подготовку, необходимую для решения задач экологической безопасности, технической эффективности и экономической целесообразности.

Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Вернуться на предыдущую страницу (Лекция 4.Информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами)
Вернуться к началу обучения (Лекция 1)